Новости
В память о выдающемся фольклористе, собирателе и исполнителе карачаево - балкарских народных песен Парисбия Узденова носит имя районный Дом культуры г.Усть-Джегута, и это не случайно - именно работе в этом учреждении посвятил Парисбий Ибрагимович большую часть своей творческой жизни.
Устное народное творчество – душа народа, и каждый народ – лучший хранитель и носитель своей истории. Одним из ярких хранителей народной певческой культуры являлся Парисбий Ибрагимович Узденов – солист Карачаево – Черкесского областного хора радио, основатель фольклорного ансамбля «Апсаты». Его главная задача была в том, чтобы возродить старинные карачаевские песни, не дать им бесследно исчезнуть. У Парисбий Ибрагимовича это получалось.
Парисбий Узденов рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта. Жизнь народа, его празднества и обряды, звучание карачаевской музыки – ко всему он проявлял интерес. Пение стало для него естественной жизненной потребностью. С годами дарование юного певца оттачивалось, росло и крепло желание посвятить себя музыке.
Родился Парисбий Ибрагимович в 1942 году в селе Красный Октябрь. В годы депортации жил в городе Гродников Джамбульской области Казахской СССР. По окончании восьмилетней школы вернулся на историческую Родину. Десять классов окончил в школе №1 г. Усть – Джегута, здесь же, впервые вышел на школьную сцену с песней «Черное море моё», где имел большой успех. По окончании школы поступил на вокальный факультет Нальчикского культпросвет училища. Со второго курса был призван в ряды СА в Одесский военный округ. 3 года был солистом ансамбля песни и танца Одесского военного округа.
Вернувшись в родной город, с 1965 – по 1977 гг проработал в ансамбле «Эльбрус» на разных должностях : солистом, конферансье, бригадиром, администратором. Объездил в составе коллектива все большие города Советского Союза. Везде голос Парисбий Узденова слушали с любовью.
Кроме певческого искусства, Парисбий Узденов был талантливым конферансье, способным на импровизацию. Его умение держаться на сцене, переключить внимание зрителей между концертными номерами на себя, выдать какие-то репризы, рассказать короткую смешную историю было целым искусством. Так, в роли конферансье, Парисбий Ибрагимович, в составе концертно – эстрадного бюро « Эльбрус» выезжал на гастроли в Германию.
После создания областного хора радио Парисбий Узденов 10 лет был его солистом, исполнял песни советских композиторов. В тесном контакте работал с талантливыми композиторами Карачаево – Черкессии Маратом Кочкаровым и Маджитом Ногайлиевым, которые стояли у истоков формирования и процветания карачаевской музыки. В исполнении Парисбий Ибрагимовича очень часто звучали по радио всеми любимые песни: «Ананы джюреги», «Аймелек», «Ата юйюм», «Адамлыкъ», «Алгъыш», «Негерге сени берсе», «Тебердини джыры», «Тору ат» , «Насыб ючюн» .
Позднее, в 1980 году, в Усть – Джегутинском районе на базе Дома культуры Парисбий Ибрагимович создает фольклорный ансамбль «Апсаты». Через несколько месяцев упорного труда, сбора и обработки старинных карачаевских песен, коллектив показал свой первый результат: в 1981 году, участвуя в 1Y краевом фестивале фольклорного искусства Ставрополья, ансамбль «Апсаты» стал Лауреатом 3-го Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Награжден почетной грамотой и памятной медалью Союза композиторов СССР, грамотой и памятными значками Всесоюзного телевизионного конкурса «Товарищ Песня», получил звание – «Народного фольклорного ансамбля». Это не полный список достижений и наград коллектива.
Особый интерес в своем творчестве с коллективом «Апсаты», Парисбий Ибрагимович проявлял к песням обрядовым, охотничьим, трудовым, историко-героическим, песням – пожеланиям, лирическим, шуточным и колыбельным. Герои народных песен — великодушные, смелые, честные, благородные — служили примером для подражания многим поколениям людей. В них отражены народные представления о прекрасном и безобразном, о чести и бесчестье, о справедливости и несправедливости. Сегодня они являются классикой песенной культуры и занимают достойное место в культурном богатстве Карачаево-Черкесской Республики.
Песенные традиции всегда скрепляли связь времён и поколений, являя миру особый характер и темперамент, присущие только этому народу. И вполне закономерно, что многие творческие коллективы обращаются именно к этому вокальному жанру. Старожилы ансамбля «Апсаты» не просто исполняют песни – они знают историю и происхождение каждой из них, каждой странички музыкальной летописи народа: песен «Бийнегер», «Хасаука», «Дебош», «Ачей улу Ачемез», «Татаркъан», «Джандар», «Гапалау». Безусловно, интерес к народной песне воспитал у первого состава ансамбля «Апсаты», Парисбий Ибрагимович Узденов.
Народная песня доходит до нас в своем первозданном, нетронутом виде, и задача хранителей фольклора – передать следующим поколениям старинные песни в чистом и правдивом воссоздании. Парисбий Ибрагимовичу это удалось. На протяжении 32 лет он направлял свои силы, знания и талант на сохранение, возрождение, преумножение певческой культуры Карачаево – Черкессии.
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть. Человек рождается для того, чтобы оставить после себя след. Парисбий Ибрагимович оставил свой добрый след в стихах и песнях, фонотеках и аудиозаписях, в фольклорно-этнографическом ансамбле «Апсаты».