Новости
Неуклонный рост задолженности за газ потребителей республик Северного Кавказа вызывает все большее напряжение не только у поставщика газа, но и в самом обществе. Неплатежи населения, приобретающие все более массовый характер, нестабильная оплата организаций, финансируемых из районного бюджета, и преднамеренные банкротства теплоснабжающих предприятий республики становятся повсеместным и, практически, обыденным делом.
Как известно, основной потребитель природного газа в нашей республике
- население. Значительная часть долгов за газ сформирована именно этой категорией. Поэтому с наболевшими вопросами о поставке газа и его оплате мы обратились к заместителю генерального директора - директору филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии Гузеру Хашукаеву.
- Гузер Валерьевич, верно ли утверждение, что основным должником за газ является население?
- Задолженность населения за газ довольно высока. В Карачаево-Черкесской республике числится порядка 116 тысяч абонентов. Из них должниками, а к таким по определению относятся те, кто не платил за газ два месяца подряд и более, можно более 48 тысяч абонентов. Общая просроченная задолженность населения республики на конец июля 2016 года составляет более 1,1 миллиарда рублей.
- Есть объективные причины для образования такого долга или речь идет о нежелании людей платить за газ?
- Мы же сами здесь живем, знаем все проблемы и сложности. Но это ведь не значит, что надо перестать платить за газ. Мы видим, что из года в год повторяется одна и та же картина: аккуратно платят порядочные и ответственные люди, но имеющие небольшой доход. Другие же, как правило, привыкшие жить в больших теплых и совсем не бедных домах, видят в счетах на оплату газа только досадное недоразумение. Иногда жители нашей республики, имеющие многотысячный долг за газ, живут на широкую ногу и спохватываются об оплате, лишь увидев на пороге бригаду газовиков, отключающую их от привычного блага. Зачастую они прячутся за спины своих пожилых родителей, зная, что даже при огромном долге судебные приставы смогут взыскивать с родительской пенсии лишь небольшие суммы только потому, что собственниками домовладения являются старшие. Или, что еще хуже, прикрываются родственными связями с высокопоставленными должностными лицами, грозя физической расправой контролерам- женщинам, тем самым, позоря имя должностного лица, с которым они себя связывают. Интересно, знают ли эти «высокие должностные лица» сколько родственников и «знакомых» стоит за каждым их именем, вот вопрос? И почему заслуженный ими лично в течение всей жизни авторитет должен покрывать еще с десяток людей, отнюдь не бедствующих, но так экономящих на коммунальных платежах?
- Некоторые наши читатели возмущены тем, что газовики приезжают отключать газ должникам без предупреждения.
- Такого у нас не бывает. Мы работаем только в соответствии с законодательными и нормативными актами. Постановлением Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г., установлено, что не позднее, чем за 20 дней абоненту-должнику заказным письмом должно быть направлено уведомление о предстоящем прекращении поставки газа.
Обращаю внимание на одно обстоятельство, в соответствии с требованием закона поставщик обязан только направить данное уведомление, а не обеспечить его получение абонентом, поэтому потребителям имеющим задолженность по оплате стоимости потребленного газа необходимо внимательно относиться к поступающей к ним посредством почтовой связи корреспонденции.
- Мы видели в селах резиновые шланги на газопроводах, трубы, замотанные скотчем. Это те, кто подключаются сами, без разрешения? Разве это не опасно?
- Очень опасно! Увы, это явление распространено не только в селах. При утечке газа из- за такого самовольного незаконного соединения с газовой трубой может возникнуть пожар, произойти хлопок и даже взрыв. Пострадают сами жители дома, соседи и просто прохожие. Понятно, что никто не хочет жить без горячей воды и еды. Но и платить не хотят. А если учесть, что в традициях наших народов строить большие дома, так, чтобы дом мог комфортно разместить всю семью, невольно задаешься вопросом: а рассчитывала ли семья последующие траты на коммунальные платежи? Уверен, сегодня об этом нужно думать всем.
Работу с несанкционированными подключениями к газопроводам мы ведем постоянно. Для рейдов по борьбе с нарушителями привлекаются правоохранительные органы, решение о взаимодействии с которыми было принято на недавнем совместном совещании в Министерстве внутренних дел. К тому же, с 1 января 2016 года новым Федеральным законом № 307 ужесточена ответственность за несвоевременную оплату газа и за самовольное подключение к газовым сетям. Теперь штрафные пени высчитываются по принципу: «чем дольше - тем дороже». Штрафы за самовольное подключение к газовым сетям увеличены в разы и вместо 3-4 тысяч придется заплатить 10-15 тысяч рублей. Взаимодействие между различными службами планируется таким образом, что незамеченным никто не останется. Так что, у должников и самовольщиков есть выбор: или платить нормально, или каждый раз, как только будет обнаружено несанкционированное подключение, отдавать по 10-15 тысяч. Кроме того, самовольное подключение к системе газоснабжения - это основание для возбуждения уголовного дела по статье 158 УК РФ, результатом которого могут стать серьезные санкции: от штрафа свыше 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 6 лет.
- Еще наши читатели рассказывают о каких-то «нереальных» долгах за газ, якобы предъявляемых им в квитанциях на оплату. Так ли это?
- Дело в том, что согласно договору поставки газа, абонент обязан ежемесячно до 25 числа текущего месяца сообщать поставщику газа показания своего прибора учета газа любым удобным способом. Абонентам, которые не предоставили показания в указанный срок, объем потребленного газа определяется в соответствии с утвержденными нормами потребления газа на отопление, приготовление пищи и нагрев воды. В этом случае, начисление значительно увеличивается и поэтому сумма к оплате оказывается больше ожидаемой. Поэтому: не стоит ежемесячно ждать контролера для снятия показаний счетчика - это вовсе не входит в его обязанности, а надо воспользоваться любым из предлагаемых поставщиком газа способов передачи показаний. Сейчас для удобства абонентов есть несколько способов передачи показаний счетчика: специальная графа в счете-квитанции на оплату, передача показаний по телефонам территориальных участков (они указаны на карте республики на официальном сайте www.kawkazrg.ru) и «Личный кабинет абонента» на сайте поставщика газа www.kawkazrg.ru. Так что потребители, аккуратно и своевременно передающие показания счетчика, могут быть уверены в полном соблюдении договорных отношений с обеих сторон. Если возникают вопросы, не стоит ждать, нужно прийти к нам в участок с квитанциями и спокойно решить их.
Кстати, отдельно хотелось бы коснуться вопроса заключения договора поставки газа. Изменились условия поставки. Тем абонентам, у которых по разным причинам нет на руках самого подписанного индивидуального договора на поставку газа, мы будем вынуждены ограничить поставку газа до заключения такого договора. Это не наше требование, а установленная норма. Предлагаю всем нашим абонентам проверить наличие такого индивидуального договора поставки газа и максимально быстро заключить его, если раньше газ поставлялся по публичному договору,
- А что делать гражданам, у которых нет приборов учета газа? Природный газ стоил не так дорого, и многие откладывали их установку.
- Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребители газа должны были установить газовые счетчики еще до 1 января 2015 года. На днях законодательно продлён срок, в течение которого все дома должны быть оборудованы газовыми счетчиками. Если раньше это необходимо было сделать до 1 января 2016 года, то теперь, после принятия соответствующего закона (Федеральный закон №269-ФЗ от 3 июля 2016 г.), - до 1 января 2019 года. Закон разрешает не устанавливать счетчик жителям, имеющим газовое оборудование с максимальным объемом потребления природного газа не более двух кубических метров в час. Чтобы установить счетчик, надо обратиться в районный территориальный участок филиала «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии.
- Кстати, часто нам звонят и пишут по поводу поверки газового счетчика. Расскажите, пожалуйста, почему абоненты сами должны отдавать счетчик на поверку, и как часто надо ее проводить?
- Прибор учета газа, как и все прочие газовые приборы в доме, является собственностью абонента, и именно он несет ответственность за его сохранность и исправную работу. Согласно «Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки предоставление прибора учета газа для проведения поверки. Сроки поверки можно узнать из паспорта завода-изготовителя или из Государственного реестра средств измерения, разрешенных к применению в Российской Федерации. По истечении этого срока даже при наличии счетчика, его показания не принимаются к учету, и расчет объема потребленного газа производится по утвержденным в республике нормам потребления газа. Таковы общие правила. Со своей стороны мы, хотя нам и не предписано законодательством, но организуем работу по уведомлению абонентов о приближении окончания межповерочного интервала.
При желании абонент может просто поменять счетчик. Новые модели с каждым годом совершенствуются, становятся более удобными, оснащаются термокорректорами, и замена счетчика может оказаться даже дешевле процедуры поверки.
- Вопрос, который мучает многих: что делать, если у абонента образовалась большая задолженность за газ, а возможности заплатить весь долг сразу нет?
- Мы понимаем, что жизненные ситуации у всех разные, поэтому идем на уступки абонентам и предлагаем в сложных случаях заключить Соглашение о рассрочке оплаты задолженности за потребленный газ. Абонент оплачивает не менее 30 % задолженности, а на оставшуюся сумму долга составляется график и определяется сумма ежемесячного платежа, конечно, все это при условии обеспечения ежемесячных текущих платежей.
- Гузер Валерьевич, что бы Вы сказали нашим читателям в конце нашей беседы?
- Хотелось бы в очередной раз напомнить, что если потребители четко и в срок выполняют свои обязанности, то никаких претензий друг к другу и не возникает. Таких добросовестных потребителей у нас в республике немало. Просто газ - это такой же товар как продукты в магазине или бензин на заправке, за который нужно платить. Никто
не возмущается необходимостью оплачивать, например, сотовую связь, как только оказался исчерпан предыдущий платеж. И никто не пишет гневные письма и не встречает операторов сотовой связи бранными словами, понимая, что молчащий телефон бесполезен.
Мы готовы помочь тем, кто не в состоянии сразу справиться с проблемами. Мы готовы разбираться по каждому случаю «несправедливого» начисления. Но те, кто пытается обмануть поставщика газа, вмешиваясь в работу счетчиков или самовольно подключаясь к газопроводам и занимаясь, по сути, хищением энергоресурса, будут отвечать за содеянное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24.08.2016 | Просмотров: 5562 |